Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Материал для письма также был разнообразен: сок кактусов, цветные нити, угольки, там-тамы (африканские барабаны), глиняные дощечки и заостренные палочки. Так, в рамках Дня славянской письменности методист Топчихинского ЦДК Воронкова И.А. организовала для учащихся 4А класса МКОУ ТСШ №1 им. Героя России Д. Ерофеева (кл. руководитель Терентьева Е.В.) настоящую экскурсию в прошлое к самым истокам появления письменности на нашей Земле. На виртуальной машине времени ребята вместе с Ириной Анатольевной отправились в древние пещеры первобытных людей. Здесь они рассматривали рисунки на стенах пещер, сделанные первобытными людьми, а также узнали о первой наскальной письменности, после чего сами попробовали угольками сделать надписи на частичках скал — плоских камешках. Далее путешественники «посидели» у костра древних племен индейцев. Ребята познакомились не только с их бытом, но и с формами общения между собой с помощью дыма костров.А побывав в гостях у африканских племен, узнали, как можно общаться с помощью там-тамов (африканских барабанов). Например, 2 удара обозначали приветствие, а частая дробь – тревогу. Дети пробовали сами определять, какую информацию могли передавать друг другу африканские племена по предложенным ведущей звукам там-тамов. Также всех присутствующих заинтересовало создание узелкового письма. Ребята узнали о том, что в данном виде письма информация зашифровывалась с помощью цвета нитей, а также количества и расположения завязанных на них узелков. Каждая группа детей получила нити разных цветов и попробовала «написать» свое узелковое письмо. Затем ребятам предстояло переместиться на машине времени в Древнюю Русь. Здесь состоялось знакомство с еще одним способом общения древних людей — берестяным письмом, а также были продемонстрированы первые берестяные грамоты, появившиеся в XIвеке, которые стали источником изучения истории средневекового общества, при этом не только языка, но и повседневной жизни.Особый интерес у детей вызвало письмо девочки Таффи, представляющее собой сюжетный рисунок. Ребята по его изображению попытались расшифровать, о чем писала девочка своей маме, а затем ведущим было зачитано его содержание. После этого каждый участник мероприятия попробовал сам составить и написать письмо на бересте с помощью цветных чернил. И конечным пунктом путешествия оказался Древний Египет – родина больших пирамид. А еще эта страна оказалась знаменита появлением первой письменности, где использовались настоящие древнейшие письменные инструменты – глиняная табличка и острая деревянная палочка. Ребята познакомились процессом изготовления таких табличек, с особенностями письма и условиями их хранения. Также вниманию ребят был предложен древнеегипетский алфавит, с помощью которого каждый ребенок смог на таких табличках придумать и написать письмо. И в заключении ребята попробовали написать свои имена на китайском языке, что вызвало массу положительных эмоций. Все свои работы ребята забрали с собой и продемонстрировали их своим близким. Многим из них так все это понравилось, что данный мастер-класс по древней письменности продолжился и дома вместе с родителями.
Воронкова Ирина,
методист МБУК «Топчихинский ЦДК»